ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ…

За продажу энергетиков несовершеннолетним установлена административная ответственность Федеральным законом от 07.06.2025 № 149-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность за нарушение запрета продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним. Совершение указанного правонарушения влечет административный штраф: на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Дела об указанных административных правонарушениях относятся к подведомственности органов внутренних дел при непосредственном обнаружении ими признаков правонарушений, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков. Обращаю внимание, что запрет продажи энергетиков несовершеннолетним введен с 1 марта 2025 года и обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья детей.
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности. Коррупционное преступление — это умышленное деяние должностного лица с использованием своих служебных полномочий (либо отступление от своих служебных обязанностей), совершаемое из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки: 1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации; 2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступление от его прямых прав и обязанностей; 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); 4) совершение преступления только с прямым умыслом. Ответственность за взяточничество (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) и иные коррупционные преступления (в частности, предусмотренные ст.ст.159, 160, 184, 200.5, 204, 204.1, 204.2, 292, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации) зависит от категории преступления, наличия тех или иных квалифицирующих признаков, смягчающих и отягчающих обстоятельств, дальнейшего поведения и позиции лица, совершившего преступление. Так, за совершение мелкой взятки предусмотрены наказания от штрафа в размере до 200 000 рублей до лишения свободы на срок 1 год, в то время как, например, за получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие) в особо крупном размере с вымогательством взятки может быть назначено наказание, начиная от штрафа в размере 5 000 000 рублей вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. При наличии условий, указанных в ч. 3 ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновному в совершении коррупционного преступления лицу назначается дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в данной сфере лицо может быть лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного. Кроме того, за деяния, обладающие признаками коррупции, предусмотрена конфискация имущества на основании положений ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с примечаниями к ст.ст. 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее указанные преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», освобождение от уголовной ответственности за совершение указанных преступлений возможно при выполнении двух обязательных условий: добровольного сообщения о совершенном преступлении и активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
Предусмотрено создание реестра должников по алиментам Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым предусмотрено создание реестра должников по алиментам. Закреплено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве. Должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников и исключения таких сведений из указанного реестра извещается об этом. Дата принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей отнесена к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных. Такие сведения вносятся в реестр должников по алиментным обязательствам в течение 5 дней с момента их поступления в Федеральную службу судебных приставов . Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до исключения таких сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных. Изменения вступили в силу с 25.05.2025 Разъяснения подготовлены прокурором Усть-Таркского района советником юстиции Тишечко Л.И.
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ…
Дополнительные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина отнесено к числу основных принципов противодействия терроризму. В силу части 3 статьи 5 названного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов, используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, а также обеспечивать их выполнение (часть 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ). Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – мероприятий), в том числе минимизацию возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на таких объектах (территориях) регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования). Пунктом 24 Требований конкретизирован перечень мероприятий, способствующих достижению указанных целей. С вступлением в силу 16.05.2025 постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2025 № 602 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176» данный перечень расширен. Согласно новым положениям к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) относятся, в том числе разработка алгоритмов действий работников при получении информации об угрозе совершения террористического акта, действий сотрудников по их безопасной и своевременной эвакуации. Данные алгоритмы должны быть разработаны должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицом, его замещающим. Должны быть приняты меры по выполнению работниками утвержденных алгоритмов.
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, означает их неконтролируемое распространение и употребление. Уголовная ответственность по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств. Наказанию за данное преступление подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, за исключением хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), где ответственность наступает с 14 лет. Вопрос об ответственности не связан с наступлением определенных общественно опасных последствий. Для признания преступления оконченным достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками. Уголовная ответственность по статье 228 УК РФ наступает в том случае, если предусмотренные в ней действия были совершены без цели сбыта. Это означает, что, когда виновный приобретал или хранил наркотическое средство или психотропное вещество, он не имел умысла на передачу их в распоряжение другого лица. В зависимости от размера обнаруженного у виновного наркотического средства санкция статьи 228 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет при наличии значительного размера наркотического средства, от 3 до 10 лет лишения свободы за крупный размер, от 10 до 15 лет лишения свободы при особо крупном размере. При добровольной сдаче наркотических средств, лицо, совершившее преступление, подлежит освобождению от уголовной ответственности. Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение данного преступления возможно при наличии совокупности условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств и его активных действий, которые способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Вступил в силу закон о борьбе с киберпреступниками С 1 июня 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вводится комплекс мер, направленных на борьбу с киберпреступлениями, реализация которых предусматривает взаимодействие между государственными органами, кредитными организациями и операторами связи. Данный закон обязывает банки противодействовать выдаче наличных денежных средств в банкоматах без добровольного согласия клиента, оформившего карту. При выявлении признаков снятия денежных средств 3-ми лицами («дропперами») банки получат право временно блокировать выдачу денежных средств для уведомления держателя карты и устанавливать лимит выдачи. Кроме того, закон предоставит клиентам банка право заключать соглашение с уполномоченным лицом (родственники, доверенные лица), согласие которого потребуется на совершение ряда операций, связанных с переводом и обналичиванием денежных средств, перечень которых будет определяться с учетом мнения клиента банка. Для операторов связи введена обязательная маркировка звонков для организаций и индивидуальных предпринимателей (отображение их наименования при входящих вызовах), а также запрет на передачу текстовых сообщений в момент телефонного соединения. Для абонентов связи введен запрет на передачу номеров 3-им лицам, за исключением членов их семьи и (или) других близких родственников. Новым федеральным законом для государственных органов и учреждений, участников финансового рынка и операторов связи введен запрет направления уведомлений через зарубежные мессенджеры, которыми зачастую пользуются мошеннические организации и колл-центры. Ввиду масштабов запланированных мероприятий по борьбе с кибермошенниками Федеральным законом от 01.04.2025 № 41-ФЗ предусмотрены временные этапы их реализации, необходимые для формирования дополнительной нормативно-правовой и материально-технической базы. Разъяснения подготовлены заместителем прокурора Усть-Таркского района младшим советником юстиции Толстовым О.С.
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ…
Права несовершеннолетних на образование Каждые ребенок имеет право на доступное и бесплатное среднее общее образование. Это право гарантировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время актуален вопрос зачисления детей в 10 класс и существующая практика ограничения образовательными организациями количества мест в 10 классах. Согласно статье 61 Закона «Об образовании», отчисление обучающегося из организации предусмотрено в связи с получением образования (завершением обучения) и досрочно по следующим основаниям: - по инициативе обучающегося или родителей; - по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию; - по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу того, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования, завершение освоения образовательной программы основного общего образования не может быть отождествлено с получением образования (завершением обучения) и, следовательно, не может быть самостоятельным основанием прекращения образовательных отношений после окончания 9 класса. Ответственность образовательной организации за нарушение вышеуказанных требований закона предусмотрена частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление из образовательной организации). Незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
О расчете пеней и штрафов за несвоевременную оплату ЖКХ С 19.03.2025 на территории Российской Федерации вступили в силу особенности регулирования жилищных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2025 № 329 (далее – постановление). Собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 153, пунктом 3 части 2 статьи 154, частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за ЖКХ, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение указанных размеров пеней законодательством не допускается. Таким образом, недобросовестные потребители понесут излишнюю финансовую нагрузку.
Новое в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2025 № 718 внесены изменения в Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Правила). Предусмотрены положения об актуализации программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, исключены требования об общественном обсуждении их проектов. Установлены дополнительные требованию к содержанию программ. В соответствии с п.7 Правил в целях организации проведения обязательных профилактических визитов в программе указываются дата проведения и срок проведения обязательного профилактического визита, объект контроля, включая адреса мест осуществления организациями, индивидуальными предпринимателями деятельности или адреса нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится обязательный профилактический визит, категории риска, к которым отнесены объекты контроля, сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений). Расширен определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2041 базовый перечень сведений, включаемых в доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Предусмотрено включение в соответствующий доклад предложений по результатам обобщения правоприменительной практики, а также сведений о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей. Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2428, дополнены новым основанием для исключения контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана - проведение обязательного профилактического визита в соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Работодателям предоставлено право снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями. Статья 135 Трудового Кодекса Российской Федерации дополнена положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, будут определяться виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания. При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется в отношении только тех входящих в состав его заработной платы премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. Размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20 процентов. Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Разъяснения подготовлены помощником прокурора Усть-Таркского района юристом 1 класса Теплюковой М.И.